История дизайна логотипов

История дизайна логотипов
13.03.2016 КОММЕНТАРИИ: 0

Историографы считают, что первые логотипы появились ещё в V веке в Древней Греции. И представляли они собой выгравированные на монетах монограммы правящих династий. Зарождение же современных логотипов датируется серединой XVIII века.

Итогом Промышленной революции стали не только многочисленные научные достижения, но и активный рост товарного производства. Огромные объёмы выпуска в скором времени потребовали введения уникальных символов для идентификации продукции различных видов. Народ в те времена в основной своей массе был неграмотным и только по логотипу мог отличить один товар от другого.

Чуть позже эмблемы стали использоваться ещё и в роли знаков качества. Производители начали дополнять логотипы названиями своих компаний. Следующие же два столетия подарили миру бесчисленное множество графических техник и стилей.    

1) Викторианская эпоха (1837 – 1901) — несостоявшееся зарождение символизма

Первые графические дизайнеры в современном понимании этого словосочетания появились в период правления королевы Виктории. Придворным художникам тогда удалось добиться феноменальных успехов в создании симметричных макетов, сложных орнаментов и декораций.

Логотипы викторианской эпохи по сей день восхищают своей экспрессией и витиеватостью узора. Одним из самых ярких примеров является готическая эмблема компании Pepsi-Cola 1898 года.

Примеры логотипов Викторианской эпохи

2) Художества и ремёсла (1880 – 1910) — эра декоративно-прикладного искусства

На стыке двух столетий дизайн логотипов являл собой сочетание простых декоративных форм в средневековом, романтическом, фольклорном стиле со сложными текстурами и иллюстративными инициалами. Наглядными примерами графики тех времён являются эмблемы Jack Daniel's (1875) и Ford Motors (1903). Хотя в них и нет присущих стилю декоративно-прикладного искусства растительных мотивов, абстрактных плавных завитков и причудливых загогулин предостаточно.

Логотипы в стиле декоративно-прикладного искусства

3) Ар-нуво (1890 – 1920) — переосмысление новизны в искусстве

Стиль ар-нуво — популярная философия графического дизайна, характерными чертами которой являются плоские контурные иллюстрации и рукописные шрифты. Это художественное направление вдохновило дизайнеров логотипов на использование естественных форм и структур. Прямые углы и линии на время вышли из моды.

Созданный в середине 1920-х годов товарный знак Coca-Cola остаётся действующим до сих пор. Это величайший образец модернизма, послуживший археформой (прототипом) для целого поколения логотипов «с рыбьим хвостом».

Ещё одним показательным примером типографики в югендстиле является эмблема General Electric. Свойственные модерну природные формы и растительные орнаменты отчётливо прослеживаются в логотипах Mercedes (1909) и Versace. В первом мы видим лавровый венок, во втором — абстрактные линии, образующие лабиринтообразный рисунок вокруг головы медузы.

Логотипы в стиле ар-нуво

4) Ранний модернизм (1910 – 1935) — эпоха восстаний и переворотов

В начале эры модернизма графические дизайнеры сломали традиционные представления о создании логотипов. Они отважились на эксперимент с классическими художественными стилями. Дизайн логотипов стал геометрически точным и минималистичным. Вместо привычных иллюстраций стали использоваться простые надписи и фотографии. В ту эпоху дизайнеры впервые поставили во главу угла функциональность, а не форму эмблемы. Это был настоящий бунт против устоявшихся общественных норм.

Логотипы эпохи раннего модернизма

5) Немецкий экспрессионизм (1905 – 1935)

Дизайн логотипов в стиле немецкого экспрессионизма является отражением эмоционального и духовного видения мира. Он принимает эстетику неонуара с её прямыми линиями и углами, геометрическими фигурами, абстрактными формами, религиозной и культурной атрибутикой в типичных черно-белых тонах.

Лучшей иллюстрацией стиля является логотип Volkswagen 1938 года. Основой его формы стала эмблема Германского трудового фронта. До Второй мировой войны она ассоциировалась со славной историей страны. К сегодняшнему дню неонуаровский логотип Volkswagen избавился от всего лишнего и стал предельно минималистичным.

Дизайн логотипа в стиле немецкий экспрессионизм

6) Модернизм (конец XIX – начало XX века) — инновационное искусство

Модернизм — философское течение, сыгравшее немалую роль в развитии современного индустриального общества, повсеместной урбанизации и трансформации отрасли лого-дизайна. На смену орнаментальности и тяжёлым декоративным формам пришла новая эстетика, со временем оформившаяся в минимализм.

Кубизм (1907)

Названный первым абстрактным стилем модернистского арт-дизайна, кубизм игнорировал традиционные перспективы в рисовании и инициировал создание остроугольных логотипов.

Футуризм (1909)

Футуризм ознаменовал собой сдвиг модернистской философии лого-дизайна в сторону прославления индустриализации, технологий и транспорта, а вместе с тем и высокого ритма, шума и энергии городской жизни.

Супрематизм (1915)

Супрематизм — авангардное направление в изобразительном искусстве, отказавшееся от использования каких бы то ни было репрезентативных образов. Приверженцы этого течения делали ставку на нерепрезентативные формы чистой абстракции, будучи уверенными, что они имеют большую духовную силу и дают простор для множественного толкования.

Конструктивизм (1913)

Конструктивизм во многом похож на супрематизм. Ключевое отличие — в отказе от мистического видения мира в пользу ещё более утопического представления о механизированной современности.

Ниже представлены два оригинальных логотипа тех времён: Siemens (1936) и Mazda (1928). Оба они вдохновлены эстетикой модернизма, совмещают в себе минимализм и абстракцию. Остальные эмблемы приведены, просто чтобы проиллюстрировать авангардные течения.

Примеры модернистских логотипов

7) Арт-деко (1925 – 1940) — приветствие технологий

Арт-деко — эклектический стиль, представляющий собой микс традиционных ремесленных мотивов, механических элементов и материалов. Распознать произведения этого «жанра» можно по насыщенной цветовой палитре, смелым геометрическим формам и щедрой орнаментальности. В дизайне логотипов тех времён нашли отражение роскошь, гламур, богатство, вера в социальный и технический прогресс.

Главным достижением эпохи стали шрифты. Свойственное им удвоение и утроение линий и штрихов до сих пор широко востребовано в сфере графического дизайна.

Самыми яркими примерами логотипов в стиле арт-деко являются эмблемы Lego (1934 год) и Renault (1923 год).

Логотипы в стиле арт-деко

8) Героический реализм (1934 – 1945) — искусство как пропаганда

Героический реализм — это скорее пропаганда, а не художественное течение. Он тесно связан с соцреализмом и коммунистическим режимом. Ключевыми особенностями героического реализма были:

  • критическое неприятие модернизма;
  • обращение к классическим и мифологическим фигурам и символам (заимствованные из античных легенд образы пробуждали в сознании масс чувство долга, жертвенность и преданность);
  • идеализация действительности.

Графические дизайнеры и художники впервые осознали всю силу хорошего логотипа: его способность развлекать и просвещать население. Эмблема Mobilgas 1932 года познакомила в основной своей массе безграмотный народ с Пегасом — символом мудрости и славы из древнегреческой мифологии.

Дизайн логотипов в стиле героического реализма

9) Поздний модернизм (1945 – 1970) — осознание сложности простоты

Поздний модернизм исповедовал недекоративный подход к искусству и дизайну логотипов. Этому течению свойственны упрощение форм и театрализованное сочетание текстов и изображений. В логотипах позднего модернизма довольно часто встречаются иллюстративные коллажные элементы и эффекты наложения фигур.

Лучшими образцами лого-дизайна той эпохи признаны: микрофон NBC (1943), таблетка Xerox (1947), лаконичная типографика IBM (1956), «фотобумажный график роста продаж» Kodak (1960) и эмблема Музея Лондона, отображающая эволюцию географической формы города со времён Средневековья до наших дней.

Дизайн логотипов в духе позднего модернизма

10) Постмодернизм (1975 – 1990) — нарушение правил

Постмодернизм был ознаменован возрождением интереса к орнаментальности, символизму и визуальному остроумию. Эта эпоха бросала вызов одержимости дизайнеров техническим прогрессом и демонстративно пренебрегала принципами школы Bauhaus. Опознать постмодернистские логотипы можно по:

  • наличию забавных персонажей (русалка Starbucks);
  • нетипичным цветовым сочетаниям (эмблема MTV 1981 года);
  • произвольным текстурам (логотип Sex-Pistols 1975 года, будто бы собранный из газетных вырезок);
  • случайным формам (эмблема компании Стива Джобса Next с углом 28°).

Дизайн логотипов в стиле постмодернизм

11) Диджитал (1985 – настоящее время) — эра Adobe Illustrator

Цифровую эру пока сложно рассматривать как историческую веху эволюции дизайна логотипов. Во-первых, потому что она находится в развитии. А во-вторых, потому что под понятие цифровых логотипов попадают товарные знаки самых разных стилей. Их дизайн может быть сумбурным, хаотичным, экстремальным, слоистым, неразборчивым, динамическим, экспрессивным, поэтическим, топорным — да каким угодно!

К примеру, выходящие за пределы экрана линии логотипа HP (1981) отражают идеи расширения и инноваций, а сегментированный круг на эмблеме AT&T (1984) символизирует глобальный охват.        

Примеры цифровых логотипов

12) Минимализм и плоский дизайн (2001 – настоящее время)

Минимализм — стиль, стремящийся максимально урезать количество элементов в дизайне. Даже иллюзия трёхмерности в нём создаётся посредством плоских конструкций. Для минимализма характерно использование предельно простых шрифтов без засечек и лишённых теней, градиентов и прочих эффектов цветов. Минимализм признан дизайнерами одним из лучших методов проектирования веб-интерфейсов и создания логотипов.     

Легендарная эмблема Audi была придумана ещё в 1932 году, однако свой исторический вид приобрела, лишь когда стала минималистичной. Брендовый знак 3M не меняется с 1978 года, но никогда он ещё не был столь модным и актуальным, как сейчас.

Примеры логотипов в стиле минимализм

Источник: Designhill

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить